Возрастные нормы речевого развития детей

Мы все с огромным нетерпением ожидаем первого слова своего малыша. И это понятно - появление речи один из важнейших показателей нормального психического развития ребёнка. И вот первое слово уже сказано, а что же дальше? Что должен уметь ребёнок в 2-4 года, 5-6 лет?

 На этот вопрос, волнующий многих родителей, мы постараемся дать краткий ответ.
 
     К 1,5-2 годам ребёнок может говорить примерно 50-70 слов, в основном это - существительные: названия игрушек и предметов ближайшего окружения; имена; наречия "здесь" и "сейчас"; прилагательные "большой" и "маленький", реже - глаголы, личные местоимения.
 
    На втором году жизни дети довольно чётко начинают произносить такие гласные звуки, как [а], [у], [о], [и]; звуки [э], [ы] могут заменять созвучием [йэ]. Некоторые согласные малыши заменяют более простыми, доступными, искажают звуки или вовсе их не произносят. Их речь изобилует мягкими согласными [т'], [д'], [с'], [з']. В этом возрасте возможно упрощенное произношение слов, например, укорачивание или называние слога, чаще всего ударного или первого: "ко" или "моко" вместо молоко. К двум годам в речи крохи должны появиться простые предложения, просьбы: "Мама, дай мяч. Мишка, сиди тут. Хочу пить сок!".
 
     К 3 годам ребёнок задает много вопросов, сам охотно отвечает на вопросы, с удовольствием заучивает маленькие стишки и песенки, потешки и считалки. К этому возрасту обычно он правильно произносит гласные и согласные звуки ([б], [бь], [п], [пь], [м], [мь], [т], [ть], [н], [нь], [к], [кь], [г], [гь], [в], [вь], [ф], [фь]). Дети 3-х лет уже говорят развернутыми предложениями.
 
     К 4 годам малыш использует в речи сложноподчиненные предложения: "Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные", рассказывает о том, что видел на прогулке, что ему прочитали.
 
    К 5 годам ребенок почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на картинке или серии картинок. Высказывания становятся достаточно пространными, улавливается определенная логика изложения. Нередко в рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было.
 
    В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок. Наиболее яркой характеристикой этого возраста является активное освоение им построения разных типов текстов. Ребенок осваивает форму монолога. Речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Совершенствование грамматического строя напрямую зависит от развития связной речи.

 

Возрастная норма развития звукопроизношения ребенка

 

 

 

 2-3 года

  3-4 года

  4-5 лет

  5-7 лет

Слоговые сокращения только в 4-5-сложных словах. 

 

Уподобление одного звука другому внутри слова («конфета» - «фафета»).

 

Пропуски отдельных согласных (до 2,6лет).

 

Упрощение многих стечений согласных.

 

 Замена согласных сложных для артикуляции (свистящие, шипящие, сонорные).

 

Перестановки звуков и слогов в словах. 

Замены сложных для артикуляции согласных (ц, ч, ш, ж, щ, р, л).

 

Перестановки звуков и слогов в словах.

Замены отдельных согласных (обычно звуков Р,Л).

 

Перестановки звуков или слогов в трудных словах.

 

Произношение всех групп звуков соответствует норме русского языка.

 

 

Нормы речевого развития детей. Проверьте своего ребенка. СКАЧАТЬ