Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Коррекционно-развивающее сопровождение детей с ОВЗ осуществляется в соответствии с адаптированной образовательной программой для детей с нарушениями в развитии.
Непрерывная непосредственно организованная деятельность строится с использованием игровых форм, что повышает мотивационную готовность детей, активизирует их.
В МБДОУ функционирует психолого-педагогический консилиум, что позволяет осуществлять комплексный подход в работе с детьми с ОВЗ.
Педагогический процесс строится на основе интегрированного подхода специалистов в развитии воспитанников. Суть его заключается в реализации комплексного подхода, во взаимодействии со всеми специалистами, работающими с детьми.
Распределение коррекционно-развивающих занятий, проводимых в течение недели, осуществляется в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в детском саду, определёнными СанПиН № 2.4.3049-13.
Дети с ОВЗ участвуют во всех мероприятиях детского сада: развлечениях, праздниках, конкурсах, экологических акциях, спортивных соревнованиях. Они комфортно чувствуют себя в коллективе сверстников, занимают призовые места в разнообразных конкурсах и спортивных соревнованиях, с удовольствием участвуют в защите проектов.
Непосредственно в рамках образовательного процесса создана атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально-направленной учебной мотивации. Педагоги применяют адекватные возможностям и потребностям воспитанников современные технологии, методы, приемы, формы организации деятельности. Имеются программы, методические разработки, наглядный материал, пособия для работы с детьми с ОВЗ. Большое разнообразие игр и игрушек способствует всестороннему развитию. Педагоги все чаще используют в своей работе электронные образовательные ресурсы. И воспитатели, и специалисты при организации образовательной деятельности и индивидуальной работы пользуются ноутбуками и телевизорами для показа обучающих видео и презентаций. Презентации, электронные игры, мультфильмы помогают привлечь внимание детей с ОВЗ, повысить мотивацию к познанию окружающего мира, развивать высшие психические функции и речь.
С дошкольниками с особыми образовательными потребностями работают квалифицированные специалисты, имеющие высшее коррекционное образование. Специалисты и воспитатели систематически проходят курсовую подготовку по коррекционно-развивающему направлению, работают над самообразованием. Это дает возможность вносить изменения в сложившуюся систему работы.
В нашем детском саду созданы необходимые условия для коррекционно-развивающего сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Система работы с детьми с ОВЗ способствует полноценному развитию всех видов детской деятельности, коррекции отклонений и становлению личности ребенка.
Для полноценного развития детей с ОВЗ оформлена предметно-развивающая среда, она должна быть содержательной, насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной.
Логопедический кабинет и кабинет педагога-психолога многофункциональны, оснащены игровым, дидактическим, речевым материалом, который помогает в решении коррекционных направлений работы: формирование правильного произношения, выработка артикуляционных навыков, постановка и артикуляция звуков, усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие коммуникативных навыков, развитие общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве, развития зрительного восприятия и социально-бытовой ориентировки.
Функции специалистов при обучении и воспитании детей с ОВЗ
в детском саду
Правильная организация работы с детьми с ОВЗ в детском саду предусматривает строгое распределение обязанностей. Когда в ДОУ поступают дети с ограниченными возможностями здоровья, они должны пройти обследование у специалистов, которые предоставляют необходимые данные воспитателю.
Рассмотрим работу, которую выполняют участники педагогического коллектива детского сада.
Специалист | Функции специалистов |
Учитель-логопед | -диагностика уровня речи; -составление планов занятий; -проведение индивидуальных (подгрупповых) занятий; -консультирование педагогов и родителей. |
Музыкальный руководитель |
— эстетическое и музыкальное воспитание детей;
-подбор материала для занятий с учетом физического, речевого, психологического развития детей; -использование элементов музыкотерапии. |
Инструктор по физкультуре |
-проведение мероприятий по укреплению здоровья детей;
-улучшение психомоторных способностей воспитанников. |
Педагог-психолог Воспитатель |
-проведение занятий по продуктивным видам деятельности индивидуально или разделяя детей на подгруппы;
-развитие моторики; -прививание культурно-гигиенических навыков; -организация индивидуальной работы с детьми с учетом рекомендаций; -создание благоприятного микроклимата в группе; -консультирование родителей по вопросу уровня развития ребенка и его индивидуальных особенностей. |
Медперсонал |
-проведение оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий;
-осмотры детей; -контроль соблюдения требований санитарно-эпидемиологических норм. |
Методы работы с детьми с ОВЗ в детском саду должны предусматривать поэтапное усвоение нового материала, дозирование заданий, использование аудио- и визуальных средств.
Особое внимание следует уделить таким направлениям развития, как:
—физическое здоровье (помогает укрепить силу воли, развивает умение выходить из трудных ситуаций, формирует активную жизненную позицию);
— познавательные качества (развивает навыки самостоятельного изучения мира);
—социально-коммуникативные навыки (облегчает социализацию);
—художественно-эстетическое (ребенок развивает мелкую моторику, изучает методы работы с разными материалами).
Роль воспитателя – выстроить корректную работу не только с детьми, но также с их семьями, наладить эффективное взаимодействие с профильными специалистами. Для этого следует пройти специальные курсы, изучить литературу, вникнуть в особенности развития, физического и психического состояния детей с ОВЗ.
Давайте общаться, мама! скачать
Взаимодействие с родителями скачать
Позиционирование и перемещение детей скачать
Игры, способствующие развитию ребенка раннего возраста скачать
Правила и порядок действий при домашнем визитировании скачать