Рекомендации для заботливых мам.
Каждая мама хочет, чтобы ее сын или дочь развивались не хуже других детей, а желательно – лучше. Советов опытных педагогов, статей в газетах и журналах на тему развития и воспитания ребенка сегодня достаточно. Но вот где взять время на ежедневные занятия с малышом?
Масса домашних дел, без которых не обойтись хозяйке: приготовление обедов и ужинов, походы по магазинам за продуктами, уборка, стирка и прочее могут стать одновременно временем общения с ребенком. Выполнять работу вместе интереснее и полезнее. И занятие, совмещенное с трудом по хозяйству, малыш воспринимает не как скучный урок, а как забавную игру.
Готовим
вместе с мамой « Борщ с секретом».
1. Учим новые слова.
Выкладывая из пакета овощи, попросите ребенка называть их. Если малыш
испытывает затруднения, мама произносит название, а ребенок повторяет. Важно
пояснять, в чем различие и сходство между похожими овощами или фруктами,
принесенными из магазина. Обратите внимание сына или дочери на цвет, форму и
величину, попросите внимательно рассмотреть, понюхать и потрогать новый овощ
или фрукт. Предложите малышу самостоятельно выбрать овощи необходимые для
приготовления борща, продумать и назвать последующие действия (помыть,
почистить, порезать и т. д.), достать нужные предметы (кастрюлю, солонку,
разделочную доску и т. д.).
Таким образом, в процессе приготовления борща ребенок закрепляет названия
посуды, овощей, фруктов, бытовой техники и узнает новые слова-действия (варить,
жарить, тушить, тереть, чистить и т. д.) и слова-признаки (оранжевый,
фиолетовый, гладкий, шершавый, жесткий, овальный, продолговатый и т. д.).
Предложите ребенку самостоятельно придумать «новые» слова, соединяя два слова в
одно: кислый и сладкий – кисло-сладкий, желтый и зеленый – желто-зеленый, сок
выжимает – соковыжималка, кофе варит – кофеварка и т.д.
2.
Развиваем память, внимание и мышление.
Попросите ребенка вспомнить все, что вы приобрели в магазине, затем назвать
только то, что пригодилось для борща и в каком порядке овощи закладывались в
кастрюлю. Какие действия выполняла мама, а какие малыш; что делали сначала, а
что потом.
Попросите сына или дочь вспомнить другие, известные названия овощей и фруктов,
их цвет и форму. Устройте небольшое соревнование, называя по очереди
прилагательные: « Морковь, какая?» - вкусная, сочная, полезная и т.д. Вспомните
названия блюд, для приготовления которых необходима морковь, капуста, лук и
т.д. Вспомните (разучите) стихотворение или песенку, в которых встречаются
названия овощей(фруктов).
Попросите малыша сравнить два овоща, назвать сходства и различия.
Поиграйте в игру «Четвертый лишний»: мама называет три овоща и один фрукт (можно три фрукта и один овощ), просит ребенка сказать, что лишнее и объяснить почему. Например: помидор, яблоко, капуста, перец; лимон, апельсин, лук, груша.
3.
Учимся строить простые и сложные предложения.
В процессе приготовления борща просите ребенка рассказывать о том, что он
делает, что делает мама (« Я мою морковку, а мама чистит лук»). Спрашивайте,
где находится необходимый предмет, где он был раньше, следите затем, чтобы
малыш отвечал предложением, а не отдельными словами
(«Что лежит на столе?». «На столе лежат лук и морковь». «Откуда ты достал
лук?». «Я достал лук из холодильника»). Обращайте внимание на правильное употребление
предлогов (овощи лежали в пакете; овощи достали из пакета, овощи положили на
стол и т. д.).
4.
Учим детей составлять рассказ, опираясь на проделанные действия.
Попросите малыша подробно рассказать о проделанной работе папе, бабушке, сестре
или брату.
5.
Закрепляем звуки.
Попросите ребенка вспомнить только те овощи(фрукты, посуду), в названии которых
встречается например звук «Р»: морковь, картофель, помидор и т.д.
Мама называет овощи и фрукты, а ребенок – первые звуки в этих словах: морковь –
«м», помидор – «п», картофель – «к» и т.д.
6. Развиваем
руки.
Позволяйте ребенку в процессе приготовления борща выполнять несложные действия
с безопасными предметами, при этом тренируя ловкость пальцев рук: мыть овощи и
фрукты, вытирать ложки и миски, перекладывать овощи и кусочки овощей.
7.
Готовимся к школе.
На овощах и фруктах можно легко закреплять количественный счет, понятия дальше
– ближе, больше - меньше, справа - слева, тяжелее – легче; сравнивать группы
предметов; придумывать и решать задачки.
8.
Повышаем самооценку.
Хвалите своего малыша за каждый правильный ответ и интересную версию (пусть не
совсем верную), не скупитесь на добрые и ласковые слова, расскажите всем
родственникам о его достижениях, поощряйте подробные отчеты сына или дочери
о новых открытиях перед другими членами семьи. В затруднительных ситуациях
незаметно помогите ребенку найти правильный ответ. Помните, что для малыша это
только игра. Главное, чтобы ребенок понял, что он значим для мамы и общаться со
взрослым интереснее, чем одному катать машины в своей комнате.
Детям зачастую трудно освоить новый вид деятельности, поэтому подбирайте задания, с которыми они справятся самостоятельно или с небольшой подсказкой. Похвала мамы поможет закрепить успех и повысить уверенность ребенка. Доброжелательный тон и слова поддержки создадут положительную эмоциональную атмосферу в вашем доме и сделают взаимодействие с ребенком более эффективным, желанным и радостным. Чтобы повысить мотивацию малыша к общению со взрослым, можно на время поменяться с ним ролями. Пусть ребенок объясняет маме, что и как нужно выполнять, ощущая свою значимость и осознавая, что только посредством речи можно наладить контакт с окружающими людьми.
Общайтесь и играйте с ребенком всегда и везде, делитесь своим опытом и эмоциями, не откладывайте на завтра то, чему можно научить сегодня. Помните о том, основы межличностного общения дети познают дома, наблюдая за действиями родителей и участвуя в повседневных семейных делах.