Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения:
Упражнение: Загнать мяч в ворота"
Выполнение упражнения. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе.
Методические указания.
1.Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.
2. Загонять шарик на одном выдохе, не допускать прерывистую струю.
Выполнение упражнения. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе.
Методические указания.
1.Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.
2. Загонять шарик на одном выдохе, не допускать прерывистую струю.
Упражнение "Блинчик"
Выполнение упражнения.
Выполнение упражнения.
Чтобы язык был широким и спокойным, надо немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепать его губами, произносить звуки " п я - п я - п я ". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти—десяти.
Методические указания.
1. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
2. Язык должен быть широким, края его должны касаться уголков рта.
3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. При этом следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух. Это можно легко проконтролировать: надо поднести ватку ко рту, и она при правильном выполнении упражнения будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке целенаправленной воздушной струи.
Методические указания.
1. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
2. Язык должен быть широким, края его должны касаться уголков рта.
3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. При этом следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух. Это можно легко проконтролировать: надо поднести ватку ко рту, и она при правильном выполнении упражнения будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке целенаправленной воздушной струи.
Упражнение "Лопаточка"
Выполнение упражнения.
Выполнение упражнения.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от одного до 5-10.
Методические указания.
1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
2. Следить, чтобы не поворачивалась нижняя губа.
3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.
4. Боковые края языка должны касаться углов рта.
5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению "Блинчик".
Методические указания.
1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
2. Следить, чтобы не поворачивалась нижняя губа.
3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.
4. Боковые края языка должны касаться углов рта.
5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению "Блинчик".
Чистим нижние зубы.
Выполнение упражнения.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка "почистить" нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево.
Методические указания.
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
2. Нижняя губа не натягивалась на нижние зубы.
Посчитай нижние зубки.
Выполнение упражнения.
Выполнение упражнения.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны.
Методические указания.
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
2. Нижняя губа не натягивалась на нижние зубы.
Горка.
Выполнение упражнения.
Выполнение упражнения.
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Если ребёнок затрудняется выполнить данное упражнение, предложите ему пропеть звук и-и-и, и язык примет нужное для горки положение.
Методические указания.
1. Следить, чтобы были видны нижние зубы.
Киска сердится.
Выполнение упражнения.
Выполнение упражнения.
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счёт "раз" – выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счёт "два" вернуться в исходное положение.
Методические указания.
1. Кончик языка не должен отрываться от нижних зубов.
2. При выполнении упражнения рот не закрывать.
Упражнение "Кто дальше загонит мяч"
Выполнение упражнения.
Выполнение упражнения.
Улыбнуться, положить широкий передний край языка, на нижнюю губу и, как бы произнося длительно Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Методические указания.
1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
2. Нельзя надувать щёки.
3. Следить, чтобы дети произносили звук Ф, а не звук X, т.е. чтобы струя была узкая, а не рассеянная.
Методические указания.
1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
2. Нельзя надувать щёки.
3. Следить, чтобы дети произносили звук Ф, а не звук X, т.е. чтобы струя была узкая, а не рассеянная.