Как с пользой провести свободное время.

Чем занять ребенка дома в свободное время? Поиграйте с ним. Для малыша игра с мамой – самый радостный и комфортный способ познать мир. Часто дети  не замечают, что вместе с мамой  изучают предметы  и их качества. 


Например, обращая внимание на посуду, мебель,  детали интерьера малыш учится свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях. Запоминает новые названия.


Одеваясь на прогулку или в гости,  можно систематизировать знания о деталях одежды, обуви,  научиться  характеризовать  предмет в соответствии с его назначением, временем  года, условием «надевания».  Простые игры  типа   «Оденем куклу Катю», «Накроем на стол»,  «Заправим кукольную кроватку», «Поставим машины в гараж»  приведут к сути речевого развития: малыш начинает свободно оперировать  словосочетаниями,   будет быстро расширять  словарный запас.


Дети болтают без умолку.  Пока они маленькие, их «коверканье слов»  приводит близких к умилению, но совсем другую реакцию вызывает  ребенок 6-7 лет, говорящий, к примеру, о жевательной резинке: «Пожеваю и покладу на стол».


Чтобы подобного не случилось, постоянно объясняйте ребенку, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания и предложения, поправлять, когда слова произносятся неправильно. Не забудьте и о частях речи. Кстати, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов.  Восполнить этот пробел помогут описания («Какая собачка?», «Какой автобус?»).


Задача родителей – научить ребенка слышать правильную речь и разбудить желание говорить много и правильно.


Хорошим упражнением для этого будут скороговорки. Но важно помнить, что скороговорки должны содержать только те звуки, которые ребенок произносит правильно.  Скороговорки можно найти в разных детских книгах.   Вот некоторые из них:


Черепашка не скучая, час сидит за чашкой чая.


Девчонка везла на возу
Козлёнка, козла и козу.
Девчонка в лесу проспала 
Козлёнка, козу и козла.


Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила.
Мышки сушки кушать стали,
Зубы сразу же сломали.


Мыла ножки многоножка,
Призадумалась немножко:
Кто бы мне считать помог,
Сколько я помыла ног.


Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась: 
"Раскрась, Карасёнок, сказку!"
На раскраске Карасёнка -
Три весёлых поросёнка: 
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!



Предложите ребенку произнести одну и ту же фразу с разными интонациями:  грустно, весело, сердито. Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности.


Можно поиграть с ребенком и в другие  игры:


«Один – много»: взрослые называют предмет в единственном ч исле, а ребенок во множественном  (стул-стулья, сумка-сумки, кукла-куклы и т.д.);


«Назови ласково»: взрослые предлагают ребенку назвать предметы ласково (нос – носик, рот – ротик);


«Какой? Какая? Какое?»: взрослые предлагают ребенку описать игрушку или какой-либо предмет (мяч – большой, резиновый, разноцветный);


«Четвертый лишний»: взрослые предлагают ребенку определить лишнюю картинку и объяснить свой выбор. Необходимо четыре картинки, три из которых относятся к одному обобщающему понятию (заяц, волк, лиса, кошка; платье, юбка, футболка, сапоги);


 «Я к вам пишу…»: в отсутствие ребенка, если он уже начал читать,  взрослые пишут ему «письмо» и прикрепляют, например, на холодильнике, чтобы он смог самостоятельно его прочесть. Текст может быть любым, но по сложности соответствовать навыкам ребенка.


Играйте с ребенком в игры!


Играйте вдвоем, играйте всей семьей. Пригласите для игр друзей вашего ребенка.


Знания, полученные в игре,  не только формируют  речевое развитие, но и поддерживают интерес к слову, его правильному звучанию, правильному употреблению.


Все, чему научится ваш   малыш дома, благодатно отзовется на всей его дальнейшей жизни.