Как с пользой провести свободное время.
Чем занять ребенка дома в свободное время? Поиграйте с ним. Для малыша игра с мамой – самый радостный и комфортный способ познать мир. Часто дети не замечают, что вместе с мамой изучают предметы и их качества.
Например, обращая внимание на посуду, мебель, детали интерьера малыш учится свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях. Запоминает новые названия.
Одеваясь на прогулку или в гости, можно систематизировать знания о деталях одежды, обуви, научиться характеризовать предмет в соответствии с его назначением, временем года, условием «надевания». Простые игры типа «Оденем куклу Катю», «Накроем на стол», «Заправим кукольную кроватку», «Поставим машины в гараж» приведут к сути речевого развития: малыш начинает свободно оперировать словосочетаниями, будет быстро расширять словарный запас.
Дети болтают без умолку. Пока они маленькие, их «коверканье слов» приводит близких к умилению, но совсем другую реакцию вызывает ребенок 6-7 лет, говорящий, к примеру, о жевательной резинке: «Пожеваю и покладу на стол».
Чтобы подобного не случилось, постоянно объясняйте ребенку, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания и предложения, поправлять, когда слова произносятся неправильно. Не забудьте и о частях речи. Кстати, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить этот пробел помогут описания («Какая собачка?», «Какой автобус?»).
Задача родителей – научить ребенка слышать правильную речь и разбудить желание говорить много и правильно.
Хорошим упражнением для этого будут скороговорки. Но важно помнить, что скороговорки должны содержать только те звуки, которые ребенок произносит правильно. Скороговорки можно найти в разных детских книгах. Вот некоторые из них:
Черепашка не скучая, час сидит за чашкой чая.
Девчонка везла на возу
Козлёнка, козла и козу.
Девчонка в лесу проспала
Козлёнка, козу и козла.
Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила.
Мышки сушки кушать стали,
Зубы сразу же сломали.
Мыла ножки многоножка,
Призадумалась немножко:
Кто бы мне считать помог,
Сколько я помыла ног.
Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
"Раскрась, Карасёнок, сказку!"
На раскраске Карасёнка -
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!
Предложите ребенку произнести одну и ту же фразу с разными интонациями: грустно, весело, сердито. Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности.
Можно поиграть с ребенком и в другие игры:
«Один – много»: взрослые называют предмет в единственном ч исле, а ребенок во множественном (стул-стулья, сумка-сумки, кукла-куклы и т.д.);
«Назови ласково»: взрослые предлагают ребенку назвать предметы ласково (нос – носик, рот – ротик);
«Какой? Какая? Какое?»: взрослые предлагают ребенку описать игрушку или какой-либо предмет (мяч – большой, резиновый, разноцветный);
«Четвертый лишний»: взрослые предлагают ребенку определить лишнюю картинку и объяснить свой выбор. Необходимо четыре картинки, три из которых относятся к одному обобщающему понятию (заяц, волк, лиса, кошка; платье, юбка, футболка, сапоги);
«Я к вам пишу…»: в отсутствие ребенка, если он уже начал читать, взрослые пишут ему «письмо» и прикрепляют, например, на холодильнике, чтобы он смог самостоятельно его прочесть. Текст может быть любым, но по сложности соответствовать навыкам ребенка.
Играйте с ребенком в игры!
Играйте вдвоем, играйте всей семьей. Пригласите для игр друзей вашего ребенка.
Знания, полученные в игре, не только формируют речевое развитие, но и поддерживают интерес к слову, его правильному звучанию, правильному употреблению.
Все, чему научится ваш малыш дома, благодатно отзовется на всей его дальнейшей жизни.